Блог /

Чек-лист по проверке перевозчика

Как не потерять груз, деньги, репутацию и не объясняться потом с клиентом.17.06.2025 10 минут 1575preview

Подготовили для вас чек-лист — с помощью него вы можете проверить досконально все аспекты и ничего не упустить. Такая проверка защитит вас от непредвиденных ситуаций и поможет сохранить деньги, время и репутацию.

Разберём по шагам, что именно нужно проверить, зачем это делать и какие риски скрываются за каждым пунктом. У каждого пункта — своя степень важности: от низкой до критической.

В конце статьи подготовили для вас пдф-файл с пунктами проверки — скачивайте, отмечайте и ничего не упускайте.

Юридическое лицо

1. Получите выписку из ЕГРЮЛ на сайте ФНС

Что это: Официальный документ, подтверждающий регистрацию юридического лица.

Зачем проверять: Чтобы убедиться, что компания действительно существует и работает легально. Если перевозчик отсутствует в реестре или указаны недостоверные данные — это прямой сигнал не работать с ним.

Критичность: Высокая.

2. Проверьте коды ОКВЭД

Что это: Коды видов деятельности, которыми занимается компания.

Зачем проверять: Грузоперевозки автотранспортом — это коды, начинающиеся с 49.4. Если таких кодов нет, это может быть признаком, что перевозка — не основное направление. Этот факт не всегда говорит о проблемах, но требует внимания.

Критичность: Средняя.

3. Проверка через сервис "Прозрачный бизнес"

Что это: Открытый ресурс налоговой службы с данными о компаниях.

Зачем проверять: Поможет выявить фиктивные адреса, массовых учредителей, минимальный уставной капитал, отсутствие сотрудников, налоговые нарушения. Такие признаки часто встречаются у фирм-однодневок.

Критичность: Высокая.

4. Проверка участия в тендерах на ресурсе zakupki.gov.ru

Что это: Данные о том, участвовала ли компания в госзакупках.

Зачем проверять: Опыт работы с государственными заказами повышает доверие. Это положительный фактор, но не обязательный.

Критичность: Средняя.

5. Адрес регистрации

Зачем проверять: Если адрес — квартира или жилой дом, запросите документы на право использования помещения. Не всегда это проблема, часто предприниматель регистрирует свой небольшой бизнес в своей жилой квартире, но этот момент лучше уточнить.

Критичность: Низкая.

6. Проверьте наличие в РНП

Зачем проверять: В реестре недобросовестных поставщиков указываются только те, кто уже подставил кого-то. Работать с ними запрещено.

Критичность: Высокая. 

Массовый адрес, фиктивный офис, отсутствие публичных данных или сообщения о признаках банкротства — красные флаги.

Финансовое состояние

1. Запросите бухгалтерскую отчётность или посмотрите информацию в сервисе «Прозрачный бизнес»

Зачем проверять: Анализ выручки, прибыли и долгов поможет понять, насколько устойчива компания. Убыточная или обременённая долгами компания это риск срыва перевозки или неисполнения обязательств.

Критичность: Высокая.

2. Справка об отсутствии долгов по налогам

Зачем проверять: Долги могут привести к блокировке счёта, что остановит работу перевозчика. Если у перевозчика заблокируют счёт, то он не сможет с вами рассчитаться в случае утери или порчи груза.

Критичность: Высокая.

3. Судебные дела и данные о банкротстве

Посмотрите судебные дела на Кад.Арбитр и информацию о банкротстве на Федресурсе.

Зачем проверять: Споры с налоговой, банками или другими логистами могут быть симптомом серьёзных проблем.

Критичность: Высокая.

Если в судебном деле замешана налоговая, банк или другая логистическая компания — повод притормозить.

Репутация и опыт

1. Отзывы в профессиональном сообществе

Зачем проверять: Опыт других — ценная информация. Спрашивайте в чатах, форумах, у коллег. Один плохой отзыв — не приговор, но систематические жалобы — повод насторожиться.

Критичность: Средняя.

2. Позвоните указанным клиентам

Зачем проверять: Нужно убедится, что опыт перевозчика настоящий, а не выдуманный. Выдуманные отзывы не катастрофа, но повод запросить больше информации.

Критичность: Средняя.

3. Поиск в сети и GetContact

Вбейте ИНН и название компании в строку поиска. Установите программу GetContact и проверьте указанный номер телефона.

Зачем проверять: Наличие пометок вроде «кидала» в GetContact или скандалы в сети с участием перевозчика тревожный звоночек. Но если поиск не дает вообще никаких результатов — это повод насторожиться.

Критичность: Высокая.

Хороший перевозчик не скрывается. У него должен быть хоть какой-то электронный след.

Транспорт и оборудование

1. Свидетельство о регистрации ТС (СТС)

Проверьте, кто собственник транспорта, есть ли у перевозчика право им пользоваться.

Зачем проверять: Без подтверждённых прав на транспорт — перевозка незаконна.

Критичность: Высокая. 

2. Договор аренды или доверенность

Зачем проверять: Чтобы подтвердить законность использования машины. Без документов будет сложно что-то доказать в случае инцидента.

Критичность: Высокая. 

3. Проверка ТС по базе ГИБДД

Зачем проверять: Арестованное ТС могут изъять на маршруте.На транспорте не должно быть ареста, розыска или ограничений.

Критичность: Критическая. 

Документы на водителя

1. Паспорт и водительское удостоверение

Зачем проверять: Убедитесь в подлинности документов и праве управления транспортом. 

Критичность: Высокая.

2. Контактный номер телефона

Проверить, кому принадлежит номер телефона можно и через банковское приложение — при переводе указываются все банки с указанием именем, отчеством и первой буквой фамилии.

Зачем проверять: Номер в заявке должен совпадать с фактическим номером у водителя, иначе он может оказаться подставным лицом. Мошенничество с подставным водителем — одна из самых распространенных схем.

Критичность: Высокая.

3. Проверка долгов по ФССП

Зачем проверять: Долги не критичны, но могут говорить о нестабильности.

Критичность: Низкая.

Что прописать в договоре-заявке на перевозку

1. Характер груза и требования к транспорту

Зачем прописывать: Чтобы перевозчик понимал, что именно он везёт и в каких условиях. Без этого — сложно что-то требовать в случае ЧП.

Критичность: Высокая.

2. Реквизиты сторон, маршрут, адреса и сроки

Зачем прописывать: Это основные элементы договора. Без них документ суд может признать недействительным.

Критичность: Критическая. 

3. Обязательные разрешения (КГГ, ОГ, международка)

Зачем прописывать: Такие перевозки требуют лицензий, иначе водителя ждет штраф и остановка рейса.

Критичность: Высокая.

4. Финансовые условия и перечень документов

Зачем прописывать: Чтобы не было споров, кто, когда и что должен оплатить и предоставить.

Критичность: Средняя.

5. Ответственность перевозчика

Зачем проверять: Нет прописанной ответственности — нет и самой ответственности. Пропишите, кто отвечает за срыв сроков, повреждение груза, утрату документов.

Критичность: Критическая. 

Если в договоре не прописать все условия — сложно будет предъявить претензии, если перевозчик не вернул документы, груз повредили или произошел срыв рейса.

Дополнительные меры предосторожности

1. Проверьте аффилированность с вашими сотрудниками

Зачем проверять: Чтобы исключить скрытые интересы и коррупционные связи.

Критичность: Средняя.

2. Сравните ставки перевозчика с рыночными

Зачем проверять: Заниженная цена может быть приманкой. Часто за этим скрывается демпинг за счёт рисков.

Критичность: Средняя.

3. Антикоррупционные оговорки в договоре

Включите в договор антикоррупционные оговорки: например, о том, что контрагент не будет искажать отчётность и обязуется компенсировать риски по НДС

Зачем прописывать: Такие оговорки помогут защититься от схем с откатами, подставными подрядчиками, искажений данных.

Критичность: Средняя.

Сколько времени уходит на проверку контрагента

  • Если процессы выстроены и есть шаблоны — 10–15 минут

  • Если проверять с нуля и вручную — от 30 минут до пары часов

Подготовили для вас pdf-файл «Чек-лист от Groooz» — скачивайте и отмечайте, что уже проверили, а что ещё нет.

Как упростить процесс проверки контрагента

Сервис Groooz проверяет перевозчика, водителя и транспорт за 2 минуты.

Он подтягивает данные из ФНС, ФССП, ЕГРЮЛ, бирж, СМИ и выдаёт:

  • рекомендации

  • скоринг

  • полную картину по рискам

Вам не нужно вручную открывать 5–10 источников. Всё в одном отчёте.