Блог /

Единая АСВГК и новые правила игры

Разбираем законопроект и последствия, если его примут02.10.2025 10 минут 35
Expert

В новом законопроекте помог разобраться Михаил Моржанаев, эксперт сервиса groooz.ru

preview

Правительство внесло в Госдуму проект закона № 959283-8. Он создает правовую основу федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), обязывает владельцев пунктов контроля и операторов государственных систем передавать в нее данные и дает перевозчикам доступ к результатам измерений. 

Также Правительство РФ и владельцы автодорог получают полномочия устанавливать допустимые весогабаритные параметры в пределах правил, а также утверждать порядок доступа к данным АСВГК и требования к мониторингу автоматических пунктов.

Какой закон меняют

Базовый документ — Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах…». Законопроект № 959283-8 — это пакет правок к 257-ФЗ (плюс сопутствующие изменения в «отдельные законодательные акты» — технические стыковки).

На момент подготовки материала карточка проекта № 959283-8 в новостях и обзорах указывает именно на правки в 257-ФЗ и полномочия Правительства/владельцев дорог, а также запуск федеральной АСВГК. 

Что конкретно предлагает проект

Федеральная АСВГК
Создается единый «цифровой контур» для всех типов пунктов весогабаритного контроля: автоматических (АПВГК), стационарных и т. д.
— Владельцы пунктов контроля и операторы госсистем обязаны передавать данные (акты измерений, статусы) в АСВГК.
— Перевозчики/владельцы ТС получают доступ к результатам своих измерений через порядок, который установит Правительство.
— Правительство утверждает требования к мониторингу работоспособности пунктов (калибровка/статусы/отказоустойчивость и пр.)

Параметры веса и габаритов
Законопроект уточняет, что допустимые весогабаритные параметры может устанавливать Правительство РФ и владельцы автодорог (в пределах компетенции и правил). Ряд отраслевых источников подчеркивает, что для региональных/местных дорог владельцам могут дать право вводить повышенные (либо отдельные) нормативы по сравнению с «базовыми» — это предмет дальнейшей подзаконки и практики.

«Единый источник истины»
Предусматривается единый источник сведений о пунктах контроля (включая идущие в тестовом режиме) и их статусах — чтобы всем было понятно, где пункт действительно работает, а где идет опытная эксплуатация.

Связка с другими транспортными ГИС
Проект возлагает на Минтранс ответственность за информационное взаимодействие АСВГК с другими государственными информационными системами в транспортной сфере, чтобы замеры, постановления по КоАП и статусы «улетали» между системами автоматически.

Контекст: что уже поменялось 

С 18.07.2025 ужесточена ответственность за нарушение весовых и габаритных ограничений: отказ/уклонение от контроля — штрафы до 600 000 ₽ для владельца ТС (ФЗ № 209-ФЗ + разъяснение Ространснадзора). Это не часть 959283-8, но важный фон.

С 01.09.2025 обновлены подзаконные акты (ПП РФ № 731): в регламентах контроля и ПДД закрепили обязанность проходить контроль и предъявлять ТС для проверки; уточнили режимы для международных перевозок. Это тоже не 959283-8, но влияет на практику. 

Что будет, если закон примут

Для перевозчиков и экспедиторов

  • Быстрый доступ к замерам АСВГК → проще принимать решения «ехать/не ехать», менять маршрут/загрузку, а главное — собирать доказательства для обжалований (лог замера, статус пункта, метаданные). Порядок доступа утвердит Правительство — ждем форматы и сроки.

  • Меньше «серых зон»: единый реестр работающих/тестовых пунктов снижает риск «спорных» замеров на площадках без должной аттестации/мониторинга.

Для владельцев дорог и пунктов контроля

  • Обязанность вносить в АСВГК данные и следовать требованиям к мониторингу (работоспособность, поверки, отчетность). Это организационные и ИТ-затраты, но в обмен они получат единые правила игры и аналитику для управления инфраструктурой.

Для государства/надзора

  • Единый контур доказательств: от замера — до постановления и исполнения. Меньше разрыва между АПВГК, Росавтодором, Ространснадзором и региональными системами.

Когда это может вступить в силу

Большая часть положений планируется со дня опубликования, детали и переходные периоды могут быть уточнены ко 2-му чтению.

Где читать официально и чем подтверждается статус

Чего не делает этот законопроект

  • Он не меняет штрафы — это было сделано ранее отдельным законом (№ 209-ФЗ + разъяснения РТН).

  • Он не описывает детально формат/состав данных, которые увидит перевозчик — это оставлено на порядок Правительства (будет отдельный акт).

Что могут поправить ко второму чтению (реалистичные сценарии)

Часть норм могут уточнить «на земле» во втором чтении.

  1. Границы доступа к данным: вероятно, закрепят, что перевозчик видит только свои измерения (по TС/ОГРН/ОГРНИП), сроки хранения и способы выгрузки (API/кабинет), а также сроки появления замера в системе (например, «не позднее N минут»). Иначе доступ будет формальным.

  1. Качество замеров / мониторинг: могут задумать обязательные регламенты поверки и критерии «недостоверности» замера: деформация полотна, вода в нишах датчиков и прочие факторы — сейчас на это жалуются участники рынка.

  1. Статусы «тест/боевой»: детальнее пропишут, какие данные из тестовых точек можно использовать в административном процессе и как это маркируется в АСВГК, чтобы спорные постановления не «падали» в суде.

  1. Полномочия владельцев дорог по установлению параметров: высока вероятность ограничить «локальное творчество» рамками ГОСТ/правил, чтобы регионы не создавали хаос нормами, противоречащими федеральным. СМИ уже трактуют норму по-разному («повышенные нормативы» и др.), поэтому в тексте ко 2-му чтению часто появляются заградительные формулировки и ссылки на подзаконные акты..

  1. Интеграция с другими ГИС: конкретизируют форматы обмена — ID рейса, метки ТС, связка с постановлениями, ответственных операторов и SLA. Сейчас это «рамка», детали есть в подзаконных актах/приказах Минтранса.

Что делать бизнесу уже сейчас

  • Готовьте ИТ-интеграцию: хотя бы «кабинетный» доступ + выгрузка CSV/JSON из АСВГК (когда появится порядок), чтобы подшивать замеры к заявке/рейсу.

  • Обновите регламенты: водитель обязан проходить контроль; диспетчер — фиксировать риск перегруза и маршрутные обходы «рамок». Это уже требуется принятыми актами (ПП № 731, КоАП после 209-ФЗ).

  • Договоры и претензионка: добавьте пункт о передаче и хранении замеров из АСВГК, кто платит за перегруз/регресс, и как обмениваетесь актами/логами.

«Системно это шаг к единым доказательствам по перегрузу: замеры, статусы пунктов и решения органов будут жить в одной экосистеме. Для перевозчика ключевое — оперативный доступ к своим измерениям и их метаданным (время, место, статус пункта, поверка), чтобы быстро корректировать рейс и защищаться в админпроцессе. Ко второму чтению жду ужесточение требований к мониторингу и поверке пунктов — иначе «грязные» замеры снова окажутся в судах. В договорах уже сейчас закладывайте порядок обмена и хранения замеров из АСВГК и регресс за перегруз. На практике через 3–6 месяцев после принятия придется обновить SOP диспетчера и ИТ-стек (TMS/кабинет/архив).»