Блог /

Переадресация грузов: схема мошенничества и методы защиты

Подмена телефона водителя, хищение груза и психология обмана — как не стать жертвой17.09.2025 15 минут 49
Expert

Разобраться в мошеннической схеме помог предприниматель, собственник ООО ТК «Меркурий» Никита Мешкорудный

preview

Переадресация грузов — один из самых частых и опасных видов мошенничества в транспортной логистике. Особенно подвержены риску новички, которые еще не знают схем и не всегда уверены в себе.

По данным Национального союза страховщиков ответственности, число инцидентов с подменой водителей и хищениями грузов выросло почти вдвое за последние два года.

В этой статье:

  • объясняем, как работает схема переадресации,

  • показываем, почему она срабатывает,

  • разбираем психологические уловки,

  • даем список красных флажков,

  • и предлагаем конкретные действия для предотвращения потерь.

Как работает схема переадресации

Главное в схеме — встраивание мошенника в коммуникацию между экспедитором, водителем и грузоотправителем. Он может выдавать себя за любого участника: экспедитору представляться перевозчиком, а водителю — заказчиком.

📌 Суть: мошенник получает контроль над номером телефона, подставляет свои данные в заявку, дает ложный адрес выгрузки, и груз уходит «не туда».

Как работает схема с переадресацией на практике

Рассмотрим поэтапно ситуацию с перевозкой партии пластика стоимостью 2 млн рублей из Екатеринбурга в Ярославль. 

Участники:

  • ООО «ГрандХим» — грузоотправитель, завод в Екатеринбурге

  • ООО «Быстрые линии» — экспедитор, с которым у «ГрандХим» есть договор

  • мошенник — работает с обеими сторонами

  • ИП Иванов А.А. — реальный перевозчик

  • Водитель — работник ИП Иванова А.А.

Этап 1. Заявка на перевозку

Завод «ГрандХим» передает экспедитору «Быстрые линии» заявку на перевозку партии пластика из Екатеринбурга в Ярославль. После чего экспедитор ищет подходящую машину, размещая груз на бирже.

Этап 2. Мошенник находит заявку

Мошенник видит заявку на бирже и использует подставное юрлицо ООО «ЛогТранс», чтобы откликнуться на нее. 

Этап 3. Мошенник ищет реального водителя

Параллельно общению с «Быстрыми Линиями» мошенник размещает груз по схожему маршруту, например «Екатеринбург → Москва». В заявке хорошая оплата, на которую откликается перевозчик ИП Иванов А.А. и передает мошеннику документы на транспорт и водителя.

Этап 4. Подмена данных

Мошенник получает от перевозчика ИП Иванова А.А. копии документов и передает их экспедитору «Быстрые Линии», но меняет номер телефона на свой. 

Теперь экспедитор «Быстрые Линии» считает, что общается с водителем компании ООО «ЛогТранс». А водитель думает, что выполняет заказ от ООО «Быстрые Линии».

Этап 5. Погрузка

Водитель приезжает на склад завода «ГрандХим», предъявляет документы. Документы впорядке, потому что их выписал экспедитор ООО «Быстрые линии». Склад грузит товар — все выглядит легально.

Этап 6. Переадресация

Через 300 км пути, мошенник под видом ООО «Быстрые Линии» звонит водителю и сообщает, что «На складе в Ярославле завал, нужно выгрузить в Подольске на временном складе». Водитель не подозревает подвоха и соглашается.

Этап 7. Разгрузка и исчезновение

Водитель приезжает в арендованный склад в Подольске, выгружает товар или вообще просто перегружает товар в другую машину. Мошенник расплачивается с водителем по договоренности, выключает телефон и исчезает.

Этап 8. Обнаружение мошенничества

Экспедитор звонит «перевозчику», но трубку никто не берет. Грузоотправитель в панике: груз не прибыл. Водитель в недоумении: его спрашивают, почему разгрузил не в Ярославле. Он показывает ТТН — с печатями, подписями, все в порядке.

Груз на 2 млн похищен.

Самое главное, что нужно сделать при оформлении заявок подобным способом: удостовериться, что документы действительные и вы по телефону общаетесь именно с теми людьми, за которых они себя выдают.  

Почему логисты попадаются на психологические уловки

Мошенники используют не грубую силу, а психологию. Они не давят напрямую, а подстраиваются под повседневные сценарии, в которые легко поверить. Их приемы рассчитаны на три главные слабости логиста:

Спешка. В логистике часто нет времени на долгие перепроверки. Этим и пользуются: подкидывают срочные просьбы, требуют быстрых решений, чтобы логист действовал по рефлексу, а не по алгоритму.

Доверие. Большинство логистов привыкли работать в режиме «доверяй, но проверяй», но когда внешне все выглядит нормально, пункт «проверяй» выпадает. Особенно если документы в порядке, стиль общения узнаваемый, а водитель знает детали.

Неудобство. Еще один фактор, на который часто давят — это психологическое «неудобно». Неудобно показаться параноиком. Неудобно просить видеозвонок. Неудобно доставлять человеку хлопоты, если он и так в пути. Это ложное чувство вины, которое ловко используют мошенники, чтобы вы стеснялись настаивать на стандартных процедурах. Особенно оно работает в связке с вежливостью и «человечностью» в общении. Кажется, что человек вежливый и порядочный — а значит, неудобно ставить его под сомнение. 

Все эти приемы подталкивают к тому, чтобы действовать автоматически, без проверки.

Приемы и психологические уловки

Эти приемы работают не потому, что логист глупый или неопытный, а потому что он человек. Человек, который хочет быстро закрыть задачу.

Как именно происходит подмена — и почему это работает

Очень часто мошенники используют следующую связку:

Они регистрируют электронную почту, почти идентичную настоящей: добавляют точку, дефис, или меняют одну букву. Представляются под настоящим названием компании, ссылаясь на кабинет в АТИ, который действительно существует.

Кабинет может быть с хорошей историей и зелеными звездами, но никакого отношения к письму или номеру в заявке не имеет. Документы подаются с этой «похожей» почты. Логист на глаз проверяет — похоже? Похоже. Оформляет заявку.

📌 Ошибка — в визуальной проверке. Надо сравнивать не глазами, а через поиск в расширенном АТИ.

Что делать

  • Скопировать e-mail из письма и вставить в поиск в АТИ. Если кабинет не находится — значит, это фальшивка.

  • То же касается телефона. Номер, с которого звонят, должен совпадать с тем, что указан в кабинете АТИ.

Дополнительно. Обратите внимание на раздел «История изменений» в кабинете компании. Если недавно менялись контакты, учредители, директор — это тревожный сигнал. В АТИ новые данные подсвечиваются красным.

Проверяйте активность в кабинете: если были перерывы в публикациях или заявках (например, в марте-апреле ничего не размещалось, а в мае — резкое оживление), есть риск, что кабинет выкупили мошенники.

Экспедиторский кабинет должен регулярно искать машины и размещать грузы. У перевозчика — откликаться на грузы. Поведение в кабинете должно соответствовать его роли.

Как не попасться на подмену

Проверка e-mail и телефона:

  • Скопируйте e-mail из письма и проверьте в расширенном поиске АТИ.

  • Телефон и почта должны совпадать с указанными в кабинете перевозчика.

Проверьте кабинет перевозчика в АТИ:

  • Срок регистрации — не менее 6 месяцев

  • Нет резких изменений: новые учредители, контакты, скачки в активности

  • Видна история размещения заявок или откликов (в зависимости от типа кабинета)

  • Репутация подтверждена: свежие отзывы, отсутствие НП

  • Транспорт — в собственности или с подтвержденным договором аренды (две печати)

Обратите внимание на характер груза:

  • Металлоконструкции, кабель, алкоголь, сигареты — любимая цель мошенников

  • Не пишите в АТИ точное наименование груза. Вместо «кабель» — «ТНП»

Оценивайте ставку:

  • Если ставка ниже рынка — задумайтесь. Это часто первый крючок мошенников.

Когда активизируются мошенники

  • Перед праздниками

  • В пятницу вечером

  • В моменты перегруза логиста (много заявок, срочные рейсы)

Даже опытные логисты ошибаются в такие дни. Потому что устали, торопятся, отвлечены. Статистика показывает: больше всего похищений происходит в «завальных» периодах.

Рекомендации для водителей

Если вы водитель, ваша ответственность — не меньше, чем у логиста:

  • Сверяйте маршрут и адрес выгрузки с документами.

  • Любые изменения — только по официальному письму на бланке.

  • При сомнении — звоните в диспетчерскую и приостанавливайте движение.

  • Храните копии всех документов. Выгрузка «не туда» — это риск быть ответственным за пропажу груза.

Что делать, если есть подозрения

  • Срочно остановите отгрузку, отозвать доверенность, уведомить грузоотправителя и водителя.

  • Проверьте e-mail и телефон. 

  • Узнайте, какая заявка на исполнении, кто клиент по заявке.

  • Не принимайте решения под давлением. Настоящий перевозчик поймет и подождет.

  • Требуйте видеосвязь. Если «плохо ловит» — пусть найдет место, где ловит.

  • Все фиксируйте и сохраняйте все переписки. Скрины, голосовые, PDF-файлы — все пригодится в случае ЧП.

Итог

Схема переадресации работает, потому что она построена не на взломах, а на эмоциях. Доверие, спешка, усталость — все это оружие в руках мошенника.

Проверь — не пожалей времени.

Сделайте это правилом, а не исключением. Безопасность должна быть частью вашей логистической рутины.

А если не успеваете проверять все вручную — используйте автоматические сервисы, такие как Groooz.ru