Что происходит
С начала 2025 года китайские грузоперевозчики активно выходят на российский рынок, особенно в приграничных регионах: на Дальнем Востоке, в Приморье и Амурской области. Они предлагают ставки на 20–40 % ниже российских, используя дешёвый лизинг и гибкие регламенты. На маршруте «Уссурийск–Суйфэньхэ» стоимость фуры у китайцев составляет 40–50 тыс. рублей, в то время как российские перевозчики берут от 90 тыс.
Преимущества китайских компаний:
низкая стоимость лизинга: 4–6% против российских 25–29%;
дешёвая техника и зарплаты: тягачи стоят примерно 4 млн. ₽, зарплата водителей — 170–200 тыс. ₽ в Китае против 7,5 млн. ₽ техники и 230–260 тыс. ₽;
гибкость: нестандартные полуприцепы и формальные каботажные схемы, когда после международной доставки они берут внутренние заказы.
Опасности для бизнеса и рынка
Недостаток контроля и серые схемы. Китайские фуры нередко нарушают ПДД, перегружаются и «уходят» от штрафов — системы учёта пока их не ловят.
Риски для заказчиков:
отсутствие страхового покрытия в РФ;
нет русскоговорящего персонала;
платёж через посредников — непрозрачность операций.
Угроза устойчивости рынка. Российские перевозчики теряют заказы — объёмы внутреннего рынка падают, и им приходится в Ространснадзор и прокуратуру.
Что делать бизнесу
Для безопасной работы и минимизации рисков проверяйте контрагентов: лицензии, страховые документы, регистрацию в РФ. Смотрите отзывы и рекомендации от других компаний.
Контролируйте маршрут и груз. ГАИ, Ространснадзор и цифровые трекеры помогут верифицировать маршрут. Документирование каждого этапа перевозки обязательно.
Используйте мультимодальные цепочки. Сочетайте автомобильные, железнодорожные и морские перевозки, чтобы снизить зависимость от одной схемы.
Страхуйте риски. Убедитесь, что страховщик работает в России и возмещает ущерб.
Формализуйте отношения. Договоры, санкции, ответственность — всё должно быть закреплено. Работайте с проверенными площадками и ассоциациями.
Будьте готовы к ЧП. У вас должен быть запасной перевозчик, маршрут и страховое покрытие.
Вывод
Формально китайские перевозчики работают в рамках международных маршрутов, но фактически осуществляют каботажные перевозки внутри России — это разрешено для иностранных компаний из стран ЕАЭС с 2023 года.
Контролировать это практически невозможно, поскольку невозможно отследить, разгрузился ли транспорт по первому пункту назначения.
Российские перевозчики призывают власти усилить контроль за каботажными рейсами, ввести ограничения на въезд иностранных перевозчиков, организовать цифровое отслеживание маршрутов и ужесточить проверки и обеспечить честную конкуренцию.
Китайская экспансия — не разовая акция, а новая реальность на рынке. Российские логисты и грузовладельцы вынуждены освоить новые инструменты:
усиленный контроль контрагентов;
цифровой мониторинг грузоперевозок;
формальную документацию и страхование;
мультимодальные логистические схемы.
Тот, кто сможет сочетать оптимальную цену с надёжностью и системностью — станет лидером в новой реальности грузоперевозок.