1️⃣Ужесточен досмотр на границе с Казахстаном
На границе с Казахстаном фуры теперь стоят до трёх суток из‑за усиленной проверки грузов со стороны казахстанской таможни и дефицита инфраструктуры на пунктах пропуска. Раньше проверка занимала около 10 минут — задержки бьют по графикам поставок и удорожают логистику.
2️⃣Почта России и Сбер внедряют ИИ в логистику и клиентский сервис
Почта России и Сбер заключили соглашение внедрить нейросеть GigaChat в сортировку, маршрутизацию и клиентскую поддержку. Ожидается автоматизация общения с абонентами и ускорение логистических операций — это упростит работу и повысит точность доставки.
3️⃣Продажи подержанных тяжёлых грузовиков продолжают падать
С начала года рынок подержанных тяжёлых грузовиков сократился на 3 %, а в мае продажи упали на 10 % в годовом выражении. Ведущую роль занимает сегмент тягачей — около 44 % от всех продаж. Это говорит о охлаждении спроса и осторожности инвесторов при обновлении автопарка.
4️⃣Беспилотные КамАЗы уже курсируют по федеральным дорогам
По трассам М‑11 и ЦКАД уже ездят беспилотные КамАЗы — они преодолели миллионы километров без аварий. К 2027 году планируется масштабный выход беспилотников, а регионы готовятся к введению соответствующей инфраструктуры и нормативов.
5️⃣Платон начнёт «прощать» штрафы с сентября
С сентября 2025 года система «Платон» будет корректировать маршруты автоматически, если нарушение произошло по объективной причине — например, из‑за помех или сбоя GPS. Это позволит избежать штрафов при форс-мажоре. Теперь, если система зафиксирует сбой, она спишет плату за конкретный участок пути, но штрафовать перевозчика не станет.
6️⃣Возможен запрет на анонимные заказы
Прорабатывается законопроект, согласно которому автоперевозчикам будет запрещено работать с анонимными заказчиками — чтобы сократить нелегальную перевозку опасных грузов и контрабанду. Если закон поддержат, агрегаторы и логисты должны будут усилить проверки клиентов.
7️⃣Новый закон о транспортно‑экспедиторской деятельности ужесточает правила и вводит электронный контроль
С 7 июня подписан закон, меняющий отраслевое регулирование: с 1 мая 2026 года все экспедиторы (юрлица и ИП) обязаны зарегистрироваться в реестре «ГосЛог», а с 1 сентября 2026 года вся документация должна оформляться электронно с помощью ЭЦП.
Также расширяются полномочия экспедиторов — например, они получат право задерживать и уничтожать подозрительные грузы (например, опасные или контрафактные), обязаны хранить детальные данные о перевозке три года и проверять содержимое грузов.
Участники рынка предупреждают, что эти меры приведут к росту издержек — компании вынуждены будут закупать оборудование для досмотра, инвестировать в цифровизацию и IT, усилить кадровую и юридическую поддержку, а также пересмотреть бизнес-процессы.