Блог /

Новости за 16-22 июня: ИИ, беспилотники и «Платон»

Почта России и Сбер внедряют ИИ в логистику, новый закон о транспортно‑экспедиторской деятельности.23.06.2025 2 минуты 394preview

1️⃣Ужесточен досмотр на границе с Казахстаном

На границе с Казахстаном фуры теперь стоят до трёх суток из‑за усиленной проверки грузов со стороны казахстанской таможни и дефицита инфраструктуры на пунктах пропуска. Раньше проверка занимала около 10 минут — задержки бьют по графикам поставок и удорожают логистику.

2️⃣Почта России и Сбер внедряют ИИ в логистику и клиентский сервис

Почта России и Сбер заключили соглашение внедрить нейросеть GigaChat в сортировку, маршрутизацию и клиентскую поддержку. Ожидается автоматизация общения с абонентами и ускорение логистических операций — это упростит работу и повысит точность доставки.

3️⃣Продажи подержанных тяжёлых грузовиков продолжают падать

С начала года рынок подержанных тяжёлых грузовиков сократился на 3 %, а в мае продажи упали на 10 % в годовом выражении. Ведущую роль занимает сегмент тягачей — около 44 % от всех продаж. Это говорит о охлаждении спроса и осторожности инвесторов при обновлении автопарка.

4️⃣Беспилотные КамАЗы уже курсируют по федеральным дорогам

По трассам М‑11 и ЦКАД уже ездят беспилотные КамАЗы — они преодолели миллионы километров без аварий. К 2027 году планируется масштабный выход беспилотников, а регионы готовятся к введению соответствующей инфраструктуры и нормативов.

5️⃣Платон начнёт «прощать» штрафы с сентября

С сентября 2025 года система «Платон» будет корректировать маршруты автоматически, если нарушение произошло по объективной причине — например, из‑за помех или сбоя GPS. Это позволит избежать штрафов при форс-мажоре. Теперь, если система зафиксирует сбой, она спишет плату за конкретный участок пути, но штрафовать перевозчика не станет.

6️⃣Возможен запрет на анонимные заказы

Прорабатывается законопроект, согласно которому автоперевозчикам будет запрещено работать с анонимными заказчиками — чтобы сократить нелегальную перевозку опасных грузов и контрабанду. Если закон поддержат, агрегаторы и логисты должны будут усилить проверки клиентов.

7️⃣Новый закон о транспортно‑экспедиторской деятельности ужесточает правила и вводит электронный контроль

С 7 июня подписан закон, меняющий отраслевое регулирование: с 1 мая 2026 года все экспедиторы (юрлица и ИП) обязаны зарегистрироваться в реестре «ГосЛог», а с 1 сентября 2026 года вся документация должна оформляться электронно с помощью ЭЦП.

Также расширяются полномочия экспедиторов — например, они получат право задерживать и уничтожать подозрительные грузы (например, опасные или контрафактные), обязаны хранить детальные данные о перевозке три года и проверять содержимое грузов.

Участники рынка предупреждают, что эти меры приведут к росту издержек — компании вынуждены будут закупать оборудование для досмотра, инвестировать в цифровизацию и IT, усилить кадровую и юридическую поддержку, а также пересмотреть бизнес-процессы.