1️⃣ Казахстан и Киргизия отбирают рынок у российских перевозчиков
Казахстанские и киргизские перевозчики демпингуют российский рынок, предлагая более низкие тарифы — за счет дешевой рабочей силы, гибкой налоговой политики и отсутствия НДС в ЕАЭС. Это особенно ощутимо на южных и восточных маршрутах: российские компании теряют клиентов и сталкиваются с пустыми обратными рейсами.
Логистам следует пересмотреть ценовую стратегию, расширять прямые контакты с экспортерами и ускорить цифровизацию, чтобы удержать рынок.
2️⃣ «Платон»: сдано в 8 раз больше оборудования, штрафуют дважды
Перевозчики в 2025 году подали около 15–16 тыс. заявок на сдачу устройства «Платон» — в восемь раз больше, чем в прошлом году. При этом сама система дважды штрафует за один и тот же участок: сначала за задержку оплаты, затем — за фиктивное нарушение .
Важно вовремя обновлять ПО, сдавать оборудование и тщательно проверять отчеты, чтобы избежать дублирующих штрафов.
3️⃣ Налог на «колеса»: госпошлины растут с сентября 2025 года
С 1 сентября 2025 года госпошлины на услуги для автовладельцев и перевозчиков, включая опасные грузы, вырастут в 2–3 раза: водительские права (старые – 4 000 ₽, новые – 6 000 ₽), международные – 3 200 ₽, номера на авто – 3 000 ₽, на прицеп – 2 250 ₽, сертификаты – 4 500 ₽, ПТС – 1 200 ₽, СТС (бумажное – 1 500 ₽, пластиковое – 4 500 ₽), изменения конструкции – 3 000 ₽, а разрешения для перевозки опасных грузов – первичное 2 250 ₽, продление 1 500 ₽.
Все участники рынка — от частников до крупных компаний — столкнутся с повышенной налоговой нагрузкой. Перевозчикам опасных грузов стоит заложить новые расходы в тарифы, а владельцам обновить финансовые планы на осень.
4️⃣ Штрафы «убеги от полиции» резко увеличены
Штраф за неповиновение требованию об остановке вырос до 7–10 тыс ₽; повторное нарушение — лишение прав до шести месяцев плюс 10 тыс ₽. Отказ пройти весогабаритный контроль теперь влечет штраф до 600 тыс ₽.
Водителям и перевозчикам важно соблюдать требования полиции и контролеров, иначе штрафы и риски повышаются в разы.
5️⃣ Новые ограничения для перевозчиков
Внесен на рассмотрение законопроект, который предусматривает, что компании смогут перевозить грузы только на собственном или арендованном транспорте с водителями на штатной основе, запрещая ГПД и ИП-схемы . Это направлено на борьбу с теневыми схемами и повышение безопасности.
Компании должны готовиться к переходу на штатные трудовые отношения и официальное оформление как транспорта, так и сотрудников; самозанятые модели будут под запретом.
6️⃣ Выросли налоговые пени
Согласно данным ФНС, в I квартале 2025 года начислено 183 млрд ₽ пени — почти вдвое больше, чем в том же периоде 2024 года (102 млрд ₽). Это связано с изменениями ставок: первые 30 дней просрочки — 1/300 от ключевой ставки ЦБ, с 31-го по 90-й — уже 1/150, затем снова 1/300. Параллельно выросла ключевая ставка ЦБ (с 16 % до 21 %), и ужесточился камеральный контроль со стороны ФНС.
Чаще всего доначисления касаются НДС, налога на прибыль и акцизов. Пени начисляются ежедневно и быстро раздувают долг. За счет казначейских доначислений и усиленной экспертизы растет риск принудительных взысканий, блокировки счетов и даже банкротств — особенно для компаний с малой маржой.