1️⃣ Рынок грузоперевозок переживает кризис: мощности превышают спрос на 44 %
По данным «Стратегии Дела» и ПЭК, в январе–мае 2025 года провозные мощности грузовых перевозчиков в России превысили спрос на 44 %, что ухудшает рентабельность и приведёт к банкротству части компаний к осени 2025 года.
Перевозчикам важно сократить избыточный парк, пересмотреть финансовые модели и оптимизировать загрузку техники.
2️⃣ Европейские суды не признают решения российских арбитражей
Российские компании всё чаще выигрывают споры в МКАС при ТПП РФ, возвращая авансы от зарубежных поставщиков. Но ЕС официально не признаёт и не исполняет такие решения, считая их противоречащими своей юрисдикции и общественному порядку. Эта ситуация усиливает риск для бизнеса — даже выигранный иск может не быть реализован за границей.
Включайте в контракты арбитражные функции и уточняйте зоны исполнения, используйте условия компенсации и страховки, учитывая вероятный отказ признания решений российских судов в ЕС.
3️⃣ Сбои в «Платоне»: рост жалоб и как защититься
Из-за радиоэлектронных помех значительно выросло число штрафов в системе «Платон», в том числе у тех, кто работает «в белую». Ространснадзор создал горячую линию и утверждает, что порядка 20 % жалоб удовлетворяются, но часто обжалование занимает много времени.
Фиксируйте сбои GPS/ГЛОНАСС, обращайтесь в Ространснадзор в течение 10 дней, сохраняйте переписку — это основа для защиты.
4️⃣ Беларусь и Турция вводят безвизовый режим для перевозчиков
Между странами подписан протокол, упрощающий въезд и пребывание водителей грузового, пассажирского и авиационного транспорта: без виз можно будет находиться до 90 дней в период 180 дней .
Водителям и логистическим компаниям на маршрутах Россия – Беларусь – Турция важно обновить документы и подготовиться к упрощённой схеме пересечения границ.
5️⃣ Лизинговые условия усложняются: аванс вырос вдвое
Лизинговые компании на фоне роста рисков начали требовать от перевозчиков авансы до 20 % и увеличили процентные ставки — до 25 % годовых.
Тщательно анализируйте условия договоров, возможные доходы и нагрузку, особенно при долгосрочных или низко маржинальных рейсах.
6️⃣ Штраф до 2 000 ₽ за несвоевременное уведомление ГАИ о смене прописки
Собственникам транспорта нужно уведомить ГИБДД о смене места постоянной регистрации в течение 10 дней — иначе штраф от 1 500 до 2 000 ₽. Правило касается тех, у кого есть личный автомобиль.
Соблюдайте требование — уведомите ГАИ в срок, иначе возможны штрафы и проблемы с регистрацией ТС.
7️⃣ Платный участок М‑12: сомнения в выгодности экономии времени
Открытие платного участка трассы М‑12 «Восток» между Дюртюли и Ачитом (1 713 ₽, с транспондером 1 456 ₽) вызвало вопросы у перевозчиков: экономия времени — да, но не всегда окупаются затраты при низком грузопотоке. Предложены бесплатные альтернативы для объезда.
Рассчитайте маршрут: если переплата не оправдана — используйте альтернативу.
8️⃣ Беспилотные грузовики: 80 машин уже курсируют по ключевым трассам
На федеральных трассах М‑11, М‑12 и ЦКАД начались испытания транспорта без водителя — сейчас запущено около 80 беспилотных грузовиков. Они проходят тесты на автоматическое торможение, экологичность и устойчивость в ночных условиях. Цель — запуск масштабного проекта к 2026 году.
Крупным логистическим игрокам следует присмотреться к пилотным коллаборациям, а малому бизнесу — готовиться к возможной конкуренции с автоматизированными перевозками при планировании автопарка.