Что изменилось
Совет Федерации одобрил,а Владимир Путин уже подписал закон, упрощающий контроль за перевозками грузов. Главные нововведения:
С 1 марта 2026 года все экспедиторы обязаны зарегистрироваться в цифровом реестре на платформе «ГосЛог». У них будет 60 дней, чтобы внести данные — иначе работать легально будет нельзя.
С 1 сентября 2026 года перевозочные и экспедиторские документы (накладные, заявки, CMR) можно оформлять только в электронном формате — с электронной подписью через ГИС ЭПД. Бумажные формы разрешат лишь в исключительных случаях по решению Минтранса.
Экспедиторы также обязаны хранить договоры минимум 3 года и по просьбе показывать их контролирующим органам. В случае перевозки опасных грузов — сообщать об этом в МВД или ФСБ.
Как реагирует рынок
Рынок отреагировал скептически. Логисты говорят, что закон приняли слишком быстро, и многие моменты не проработаны. Ожидаются доработки и отсрочки, когда до выдачи реестра и перехода на цифру потребуются дополнительные нормативные акты и разъяснения от Минтранса, Ространснадзора и других служб.
Для адаптации всем участникам рынка нужно:
зарегистрировать компанию или ИП в ГосЛоге с марта 2026 года;
перевести документы в электронный формат к сентябрю 2026 года: подготовить ЭЦП и систему документооборота;
убедиться, что руководители соответствуют предъявленным требованиям;
хранить договоры и документы, особенно при перевозке опасных грузов.
Что будет дальше
Осень 2025 года — начнут действовать базовые нормы: хранение документов и проверка грузов.
Весна 2026 года — реестр «ГосЛог» заработает, и невнесённые перевозчики рискуют столкнуться с ограничениями.
Осень 2026 года — полный переход на электронный документооборот.
После вступления закона в силу следует ожидать появление инструкций, новых API для интеграции и, возможно, штрафов за несоблюдение правил — от 100 тыс. до миллиона рублей.
Итог
Закон делает перевозки грузов прозрачнее и безопаснее: исчезают «тёмные» схемы, государство получает контроль «от двери до двери».
Для бизнеса — это необходимость перехода на цифру и подготовку к новым требованиям. Кто начнёт адаптацию заранее — освоит выгодную нишу в рынке, а кто пропустит сроки — рискует лишиться клиентов и заработать штрафы.