Блог /

Одобрен новый закон о контроле за грузоперевозками

В 2026 году экспедиторы должны зарегистрироваться в реестре на платформе «ГосЛог», перевозочные документы необходимо будет оформлять только в электронном виде.11.06.2025 3 минуты 523preview

Что изменилось

Совет Федерации одобрил,а Владимир Путин уже подписал закон, упрощающий контроль за перевозками грузов. Главные нововведения:

С 1 марта 2026 года все экспедиторы обязаны зарегистрироваться в цифровом реестре на платформе «ГосЛог». У них будет 60 дней, чтобы внести данные — иначе работать легально будет нельзя.

С 1 сентября 2026 года перевозочные и экспедиторские документы (накладные, заявки, CMR) можно оформлять только в электронном формате — с электронной подписью через ГИС ЭПД. Бумажные формы разрешат лишь в исключительных случаях по решению Минтранса.

Экспедиторы также обязаны хранить договоры минимум 3 года и по просьбе показывать их контролирующим органам. В случае перевозки опасных грузов — сообщать об этом в МВД или ФСБ.

Как реагирует рынок

Рынок отреагировал скептически. Логисты говорят, что закон приняли слишком быстро, и многие моменты не проработаны. Ожидаются доработки и отсрочки, когда до выдачи реестра и перехода на цифру потребуются дополнительные нормативные акты и разъяснения от Минтранса, Ространснадзора и других служб.

Для адаптации всем участникам рынка нужно:

  • зарегистрировать компанию или ИП в ГосЛоге с марта 2026 года;

  • перевести документы в электронный формат к сентябрю 2026 года: подготовить ЭЦП и систему документооборота;

  • убедиться, что руководители соответствуют предъявленным требованиям;

  • хранить договоры и документы, особенно при перевозке опасных грузов.

Что будет дальше

Осень 2025 года — начнут действовать базовые нормы: хранение документов и проверка грузов.

Весна 2026 года — реестр «ГосЛог» заработает, и невнесённые перевозчики рискуют столкнуться с ограничениями.

Осень 2026 года — полный переход на электронный документооборот.

После вступления закона в силу следует ожидать появление инструкций, новых API для интеграции и, возможно, штрафов за несоблюдение правил — от 100 тыс. до миллиона рублей.

Итог

Закон делает перевозки грузов прозрачнее и безопаснее: исчезают «тёмные» схемы, государство получает контроль «от двери до двери».

Для бизнеса — это необходимость перехода на цифру и подготовку к новым требованиям. Кто начнёт адаптацию заранее — освоит выгодную нишу в рынке, а кто пропустит сроки — рискует лишиться клиентов и заработать штрафы.