Блог /

Возможны новые ограничения для автоперевозчиков: что может поменяться

На рассмотрении в Госдуме — законопроект, который может сильно повлиять на рынок грузоперевозок06.07.2025 4 минуты 44preview

Если закон вступит в силу, то он может ввести новые правила: теперь фрахтователем (заказчик перевозки) сможет быть только тот, кто внесен в специальный реестр. Разбираемся, что это значит, кого коснется и как к этому готовиться уже сейчас.

Что предлагает законопроект

Только перевозчики из реестра смогут заключать договоры фрахта

Что это значит: если вы хотите официально везти груз и получать оплату за перевозку, ваша компания должна быть в реестре. Без этого — договор считается недействительным, и деньги могут не выплатить.

Пример:

Экспедитор нашел перевозчика по АТИ и заключил с ним договор. Но этот перевозчик не в реестре. Закон будет считать, что это «левый» договор. В случае спора в суде он не поможет, а заказчик может просто не заплатить.

Ответственность за проверку лежит на заказчике

Что это значит: теперь заказчик (или экспедитор, действующий от его имени) должен сам проверять, есть ли перевозчик в реестре. Проверил — молодец. Не проверил — платишь штраф.

Пример:

Логист передал заявку перевозчику, не проверив его статус. Груз украли. При проверке выясняется: перевозчик вне закона. Ответственность может лечь на логиста — не выполнил требование закона.

Борьба с перепродажей заявок

Что это значит: если вы не перевозите груз, но просто передаете заявки третьим лицам —то ваш бизнес под ударом. Это касается тех, кто работает как диспетчер и фактически занимается перепродажей без контроля за исполнением.

Пример:

Компания берет заявку от клиента, находит дешевого исполнителя и все. Ни контроля, ни договоров, ни проверки. А если что-то случится с грузом — клиент не сможет возместить ущерб. Закон запретит такую работу.

Что это значит для рынка

Теперь даже один неоформленный рейс — это риск для бизнеса. Все должно быть официально: договор — с тем, кто реально везет. Деньги — через счет. Перевозчик — из реестра.

Работа «через три руки» — в прошлом. Нужно знать, кто реально сядет за руль, какое у него ТС и с кем заключен договор. Отвечать будет тот, кто нанял и заключил договор с исполнителем.

Как подготовиться, если законопроект примут

1. Проверьте, как у вас устроена цепочка перевозки

Вы — экспедитор. Ваша бизнес-цепочка выглядит следующим образом: клиент → вы → другой экспедитор → перевозчик. Уберите звено «другой экспедитор» или оформите отношения официально.

2. Начните фиксировать все через документы

Если вы до сих пор пренебрегали оформлением договоренностей и не фиксировали их нигде кроме как на словах, то начинайте оформлять договоры, доверенности, приказы. Мошенники любят устные договоренности — предъявить их потом невозможно.

3. Проверяйте перевозчиков перед рейсом

Даже если работаете с этим ИП не первый раз — все равно проверьте ИНН, статус в реестре, документы на ТС и водителя. Бывает, что доверенный перевозчик продал кабинет на бирже мошенникам.

4. Пропишите регламент по проверке исполнителей

К примеру, у вас в компании 5 логистов: один проверяет контрагентов, другой нет. Сделайте чек-лист: пункты проверки, фиксированный результат. Иначе — каждый сам за себя.

Мнения участников рынка: за и против

Аргументы сторонников законопроекта:

  • Устраняет теневую занятость и схемы с подменой трудовых договоров гражданско-правовыми.

  • Повышает налоговую прозрачность и увеличивает сборы в бюджеты.

  • Гарантирует, что перевозчик контролирует водителей и технику, а не просто выступает посредником.

  • Уменьшает число бумажных перевозчиков и фиктивных компаний («пустышек»).

  • Повышает дисциплину в соблюдении режима труда и отдыха (РТО).

  • Способствует снижению аварийности на дорогах.

  • Создает равные условия конкуренции между добросовестными игроками и теми, кто работает «в серую».

Аргументы противников законопроекта:

  • Ограничивает работу мелких перевозчиков и ИП, у которых нет возможности содержать парк и штат.

  • Убивает краудлогистику и цифровые платформы, работающие через подрядные схемы.

  • Может вызвать дефицит исполнителей, особенно в регионах и на невыгодных маршрутах. А это приведет к росту цен на перевозки.

  • Усугубляет централизацию рынка, усиливая позиции крупных компаний и вытесняя МСП.

  • Не учитывает, что многие нарушения уже можно выявлять по существующим документам и реестрам — не нужен дополнительный запрет.

  • Риски ухода части рынка в тень, если регулирование окажется слишком жестким и непрактичным.

Что в итоге

Законопроект — это попытка очистить рынок от случайных игроков и обманщиков. Он заставит компании быть аккуратнее, а логистов — внимательнее.

В моменте:

  • возможна турбулентность: часть перевозчиков уйдет с рынка, будет меньше исполнителей;

  • возрастет количество споров и проверок;

  • вырастет нагрузка на логистов и юристов.

В перспективе:

  • отрасль станет прозрачнее и безопаснее;

  • вырастет доверие к экспедиторам и перевозчикам;

  • уменьшится число потерь и мошеннических схем.

📌 Потратьте немного времени на адаптацию — это инвестиция в устойчивый бизнес.