Блог /

Закон о новом контроле за международными перевозками

Что изменится с 1 сентября 2025 года. 23 июля 2025 года Владимир Путин подписал закон, который кардинально меняет правила игры для международных автомобильных перевозок через территорию России. 25.07.2025 10 минут 101preview

Этот закон вносит изменения в статью 11 ФЗ «О государственном контроле за международными перевозками». Если вы работаете в логистике, занимаетесь перевозками или завязаны на экспорт/импорт — этот материал для вас.

Кратко: зачем все это

Закон направлен на:

  • защиту российских дорог от износа из-за тяжелых иностранных фур;

  • сокращение очередей на границах;

  • прозрачность и контроль всех процессов на маршруте международных грузоперевозок.

Государство усиливает сбор платы с иностранных перевозчиков, внедряет новые цифровые сервисы и автоматизирует учет всех крупных транспортных средств.

Главное из закона

1. Иностранные перевозчики платят больше — и обязательно

Все грузовые автомобили иностранцев массой свыше 12 тонн теперь обязаны не только платить за проезд по платным дорогам, но и вносить отдельную компенсацию за вред, наносимый дорожному покрытию. Не оплатил — из страны не выедешь.

То есть теперь выезд иностранного грузовика с территории РФ невозможен, пока не оплачены все счета по платным дорогам и компенсациям за износ трасс.

2. Очереди на границе берутся под контроль

Теперь все перевозчики обязаны заранее резервировать дату и время прибытия к пункту пропуска через личный кабинет в госинформационной системе. Резервация теперь возможна через интернет, в личном кабинете. Без этого заявку не примут, а на границе можно простоять дольше.

Цель — упорядочить пересечение границы, избежать скоплений и сбоев в логистике.

3. Диагностика дорог станет обязательной

В законе вводится новое понятие: «диагностика автомобильной дороги» — это регулярная оценка состояния трасс и сооружений. Порядок и стандарты диагностики определит Минтранс РФ.

Идея в том, чтобы быстрее реагировать на разрушение дорог, своевременно планировать ремонты и учитывать износ при начислении компенсаций перевозчикам.

4. Мораторий на весовой и габаритный контроль

С 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2030 года автобусы, внесенные в реестр лицензий, не будут проходить обязательный весовой и габаритный контроль. Но только если они используются для лицензируемых пассажирских перевозок. 

Закон устанавливает пятилетний мораторий на весогабаритный контроль не только для автобусов, но и для конкретных категорий тяжеловесных мусоровозов, вывозящих твердые коммунальные отходы (ТКО). Мораторий действует с 1 апреля 2025 года по 1 марта 2028 года, и в этот период не будет проводиться контроль за весом и габаритами таких мусоровозов. 

Правительство должно разработать новые требования к этим транспортным средствам до 1 сентября 2026 года, которые будут применяться к технике, выпущенной после 1 марта 2028 года.

Рынку пассажирских перевозок дали послабление, чтобы упростить работу междугородних и международных рейсовых автобусов. А для послабление для мусоровозов — это способ избежать «мусорного коллапса». 

5. Все данные — в единой системе

Данные о проезде, плате и разрешениях будут автоматически попадать в федеральные информационные системы. Интеграция ускорит обмен информацией между ведомствами, а штрафы и счета не потеряются по дороге.

Как это повлияет на перевозчиков и бизнес

На международных перевозчиков, особенно иностранных

Станет сложнее и дороже. Теперь придется заранее готовить все платежи, документы и бронировать время на границе.

Ужесточится контроль. За любые нарушения теперь предусмотрены штрафы, вплоть до невозможности покинуть РФ, если не оплачены сборы.

Увеличатся расходы. Плата за ущерб дорогам плюс обязательные платежи за проезд по платным трассам теперь станет неотъемлемой частью обязательных расходов.

На российские компании

Снижение конкуренции. Часть иностранных перевозчиков может сократить рейсы или увеличить стоимость услуг, что даст новые возможности российским логистам.

Требуется цифровая грамотность. Все процедуры переходят в электронный вид — личные кабинеты, онлайн-заявки, автоматизированные уведомления. Компаниям придется потратиться на внедрение новых процессов.

На автоперевозчиков пассажиров и мусоровозы

Временная передышка. Мораторий на весовой контроль поможет оптимизировать расходы, снизить бюрократию и избежать простоев на контрольных пунктах.

Что говорят эксперты и отрасль

Логистические компании считают, что новые правила по бронированию очередей снизят скопления на границах и помогут заранее планировать рейсы.

Международные перевозчики опасаются роста издержек и усложнения работы, особенно из-за необходимости заранее рассчитываться за все проезды и потенциальных штрафов.

Власти объясняют, что цель — не наказание перевозчиков, а защита российских дорог и прозрачность всех финансовых потоков.

Возможные последствия и прогноз

  1. Ускорение цифровизации рынка перевозок. Без онлайн-систем теперь работать не получится — все переходит в цифру.

  2. Ужесточение конкуренции на рынке. Мелкие иностранные перевозчики могут уйти, а крупные пересмотрят тарифы.

  3. Возможны ошибки и сбои в первые месяцы. Новый порядок — это всегда риски сбоев и задержек. К осени 2025 года готовьтесь к «детским болезням» новой системы.

  4. Автобусным перевозчикам проще, но только на пять лет. После 2030 года мораторий снимут — и вернут контроль.

Что это значит для вас

Если вы перевозчик: начните заранее разбираться с личными кабинетами, новыми требованиями и настройте учет всех платежей.

Если вы клиент логистической компании: ожидайте небольшого роста цен и, возможно, изменения в расписании доставки.

Если вы занимаетесь международной торговлей: заранее узнавайте, какие из ваших партнеров уже внедрили новые процедуры — иначе грузы могут задержаться на границе.

Важно знать

  • Контроль за исполнением новых требований передается Ространснадзору, операторам платных дорог и Минтрансу.

  • Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. Резервирование заявок начнется с марта 2026).

  • За неуплату сборов или нарушение новых правил грузовое авто не выпустят из страны.

  • Все нововведения прописаны максимально четко, но детали порядка бронирования и диагностики Минтранс будет уточнять отдельными постановлениями.

Вывод

Этот закон — часть масштабной реформы транспортной отрасли. Его цель — привести порядок на границе, снизить износ дорог, сделать логистику прозрачной и более современной. Для бизнеса это означает необходимость перехода на цифровые сервисы, прозрачный учет и новые расходы. Подготовиться нужно уже сейчас — иначе осенью 2025 года ваши машины могут «застрять» на границе или попасть на новые штрафы.