С 2026 года иностранные перевозчики на тяжеловесных грузовиках не смогут покинуть территорию России, если не оплатят все дорожные сборы. Речь идёт не только о штрафах за ПДД, но и о плате за проезд по платным участкам дорог и компенсации вреда дорожной инфраструктуре.
Что может поменяться
Госдума готовит ко второму чтению законопроект № 746279-8, который корректирует ФЗ № 257‑ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» и закон о государственном контроле за международными автоперевозками. Законопроект направлен на то, чтобы усилить контроль за иностранными транспортными средствами массой свыше 12 тонн.
Комитет по транспорту уже одобрил ключевые поправки:
теперь долг по инфраструктурным платежам: платные дороги и ущерб дорогам станет основанием для запрета выезда из РФ;
операторы платных дорог и уполномоченные органы должны передавать информацию о задолженностях в ГИС ГМП (система учёта гос. платежей) в течение 24 часов;
без оплаты — никакого выезда.
По текущим правилам только неоплаченные административные штрафы могли стать причиной отказа в выезде. Новая редакция устраняет этот пробел.
Электронные заявки на пересечение границы станут обязательными
В закон также вносятся изменения, касающиеся электронного бронирования пересечения автомобильных пунктов пропуска через границу. Все иностранные перевозчики должны будут:
заранее зарезервировать дату и время пересечения границы через личный кабинет;
подавать заявки только в электронном виде — через Госуслуги или специализированную систему.
Без заявки или при несоответствии данных заявка грузовик не пропустят.
Ограничения по подаче электронных заявок и система блокировок за нарушения
Систему блокировок за нарушения регламента подачи электронных заявок вводят для одного простого, но важного эффекта — дисциплины и порядка на границе.
Исключить хаос и спекуляции
Без ограничений систему легко «заспамить» ботами и скриптами, которые будут массово резервировать слоты для последующей перепродажи или срыва графика. Это парализует работу погранпереходов, особенно в пиковые периоды.
Минимизировать «мертвые заявки»
Сейчас часто происходят ситуации, когда перевозчик:
подаёт заявку «на всякий случай»,
не приезжает, но оставляет за собой слот.
Результат — простой и заторы на границе, хотя фактически никто не едет.
Обеспечить предсказуемость
Государство хочет, чтобы перевозчики планировали маршруты заранее, приезжали точно в своё время и не нарушали окно бронирования и не «гуляли» по расписанию.
Для борьбы и организации порядка вводится система санкций:
боты и автоматическая подача – блокировка на 30 дней;
неявка в своё время – 90 дней;
стоянка более 3 часов после контроля – 30 дней;
отмена двух заявок подряд – 20 дней;
изменить дату и время можно только один раз.
Автобусы — вне контроля до 2030
С 1 сентября 2025 по 1 сентября 2030 года междугородние и городские автобусы, внесённые в реестр лицензий, освобождаются от весового и габаритного контроля. Все данные по таким ТС будут передаваться автоматически в систему спецразрешений.
Если закон примут, когда всё вступит в силу
С 1 сентября 2025 — автобусы освобождаются от контроля;
С 1 марта 2026 — обязательные электронные заявки на границе;
С 1 сентября 2026 — запрет выезда без оплаты всех дорожных сборов.
Что это значит для логистики
Закон существенно повышает дисциплину среди международных перевозчиков. Однако он также усложнит планирование и повысит риски:
ТС может застрять на границе из-за недоразумения с оплатой или заявки;
Логистам придётся жёстко планировать маршрут и платежи;
Операционные ошибки грозят блокировкой доступа к системе.
С другой стороны, цифровизация процессов может сократить коррупционные риски и ускорить прохождение границ. Но только для тех, кто всё делает вовремя и правильно.